ОБО ВСЕМ

На Comic Con Russia 2018 состоится пресс-показ фильма “Ученик чудовища”

На Comic Con Russia 2018 состоится пресс-показ фильма “Ученик чудовища”

И интервью с создателями

Приключенческий анимационный фильм Мамору Хосоды («Девочка, покорившая время», «Мирай из будущего»), чьи работы не раз принимали участие в самых авторитетных международных кинофестивалях (Берлин, Сан-Себастьян и др.) и получали высокие награды, в том числе и этот – премию Японской киноакадемии за лучший анимационный фильм года. Стремительное действие, душевный сюжет, яркая «картинка», впечатляющие «боевые» сцены и отличный юмор.

Рен, 9-летний мальчик, остался без родителей, сбежал от опекунов и скитался по улицам Токио. Там он повстречался с великим воином Медвежутом, чудищем, похожим на медведя. Тот явился из параллельного мира в реальный, чтобы найти себе ученика. Им и стал Рен, в мире чудищ получивший имя Девята и за несколько лет превратившийся в бесстрашного мастера боевых искусств. Что очень ему пригодились в захватывающих приключениях в обоих мирах.

Мамору Хосоды: Для негатива есть боевики

Сколько лет у вас ушло на создание этого фильма?

Мой предыдущий фильм «Волчьи дети Амэ и Юки» вышел в 2012-м. Правило нашей студии – не начинать новую картину, пока не состоялся релиз законченной. Мне необходимо время, чтобы понять и оценить реакцию публики на вышедший проект, прежде чем делать следующий. С начала 2013-го мы с командой обдумывали идею, потом шесть месяцев я писал сценарий – закончил в феврале 2014-го. Затем – подготовительный период и, наконец, непосредственно съемки – в течение 11 месяцев.

В «Волчьих детях» мать пожертвовала собой ради детей, а тем приходилось выбирать между людьми и волками. Рен из этого фильма учится жить без родителей и тоже должен выбирать между миром людей и миром животных. Почем тема семейных связей так важна для вас?

Когда я собирался стать режиссером, мне и в голову не приходило, что буду делать фильмы, посвященные семье. Но «Волчьи дети» стали отражением моей личной жизни. У нас с женой долгое время не было детей. И я думал, как можно поддержать ее в этот сложный период. Я делал фильм с мыслью, что, когда она его увидит, испытает почти материнские чувства. А судьба распорядилась так, что во время работы над фильмом жена забеременела. В сентябре 2012-го у нас родился сын. А потом у нас родилась дочь. Тогда я осознал, насколько сложной становится жизнь людей, когда у них появляются дети. И понял, что воспитывают детей не только мать и отец, но и все окружающие. На каждом этапе это окружение меняется. Эти мысли повлияли на создание следующего фильма. Главный посыл для меня в работе – что я сам испытал и чувствую. Но при этом задаюсь вопросом: понравится ли это зрителям, оправдает ли их ожидания? Кроме того, меня очень беспокоит серьезная для Японии проблема: низкая рождаемость, старение население и, как следствие, изменение общества. Мне кажется, сегодня очень важно говорить о роли семьи.

Когда вы создавали образы обитателей Зверограда, вы держали в уме какие-то

конкретные японские легенды?

Да, многие японские легенды, и отчасти китайские. В Японии много сказок о йокаи (призраках, таинственных сверхъестественных существах) и чудищах. А известная китайская легенда о Короле обезьян подсказала мне идею насчет друзей Медвежута – Стозимбо и Многорада. Но я не хотел, чтобы китайская мифология была слишком заметна. Вот почему я изображаю торжества, в которых участвуют многочисленные божества, в традиции политеистической культуры Японии. Или показываю бои воинов- сумоистов – они для нас полубоги, наделенными огромной силой.

Почему учитель Реда – медведь. Это животное имеет какое-то символическое значение в Японии?

Да. Например, в известной всем японцам с детства сказке мальчик Кинтаро постоянно борется с медведем и таким образом становится необыкновенно сильным. Медведь там является символом посвящения в жизнь, превращения мальчика в мужчину.

А какой-то анимационный фильм повлиял на вас, когда вы задумывали свой?

В начале 90-х я, начинающий аниматор со скудной зарплатой, потратил кучу денег на покупку коллекции кассет с полнометражными фильмами студии «Дисней». Я их очень любил. Там была и версия «Красавицы и чудовища», которая оказала на меня огромное влияние. Потом посмотрел и фильм Жана Кокто (1946 г.). Он мне тоже очень понравился. В этой истории вы видите, как зверь меняется: сначала он страшен, а потом, под воздействием Красавицы, становится симпатичным.

Кажется, вас вдохновляли и самурайские фильмы …

Это точно. Но я вам больше скажу. Большой меч Медвежута точно такой, как у героя Тосиро Мифуне в «Семи самураях». Фильм Куросавы черно-белый, но я уверен, если бы он был снят в цвете, ножны меча Мифуне тоже были бы красными, как у Медвежута.

Ваши фильмы – это удивительное сочетание эмоциональности и воображения. Вы идете дорогой Хаяо Миядзаки, добавляя свое собственное – личное и оригинальное – видение того, каким может быть отличный анимационный фильм, предназначенный и детям, и взрослым…

Когда я был студентом, конечно, испытывал огромное уважение к этому великому режиссеру. Миядзаки был для меня героем и примером, поскольку я хотел стать режиссером. Но как только я им стал, мое отношение к Миядзаки изменилось. Как автор, я не хотел находиться под влиянием его работ. Потом мы стали конкурентами, хотя снимали очень разные фильмы. Кстати, главный фильм моего детства «Галактический экспресс 999» снял совсем не Миядзаки, а Ринтаро.

Наше время во многом цинично. Вы из тех, кто относится к своим фильмам как возможности сделать что-то для людей хорошее?

Я думаю об этом часто. Сегодня существует множество соцсетей. Это, конечно, прогресс, привнесенный интернетом. Но, к сожалению, чаще всего люди используют их для выражения негатива. Это очень печально. Как многие художники и режиссеры, я пытаюсь плыть против течения и больше говорить о позитивных вещах, о том, что дает надежду и заставляет людей мечтать. Я считаю, что это одна из миссий и особенностей анимационного кино. Документалистика и боевики лучше приспособлены для критики негатива и проблем мира, в котором мы живем.

Юитиро Сато, продюсер: Не боимся перемен

Что побудило вас сделать этот фильм?

Истории о подростках, которые отправляются в путешествие и, сталкиваясь с трудностями, взрослеют, когда-то были типичны для японского полнометражного анимационного кино. Но в последнее время эта традиция прервалась. Мы захотели к этой теме вернуться и сделать большую развлекательную картину. У Мамору Хосоды были и личные мотивы – наблюдая, как его сын взрослеет, он задавался вопросом: как можно нам, взрослым, услышать детей, живущих в постоянно изменяющемся мире. И мы очень хотели сделать этот фильм искренним, свежим и захватывающим.

Мы с Хосодой мечтали снимать фильмы, похожие на те, что сами смотрели в детстве. Они были очень важны для нас, позволили пережить самые разнообразные впечатления. Это наши драгоценные воспоминания. Старшие поколения авторов анимационного кино заложили традиции. Их работы – это огромный и богатый мир. Думаю, все мы должны вносить свой вклад в его сохранение.

Как Хосода работает?

Он находит идеи и сюжеты рядом с собой. Переносит ли он собственную жизнь в кино или кино оказывает влияние на его жизнь – не знаю. В любом случае, он считает, что радости и трудности, которые случаются в его семье, скорее всего, существуют во всех семьях мира. А помимо этого: если нам удастся так отразить какие-то проблемы в фильме, что они будут решены, то мы внесем свой скромный вклад в решение и всех остальных проблем. Хосода хочет делиться своими размышлениями и позитивным взглядом с людьми всего мира, благодаря художественным и техническим возможностям анимации.

Логотип «Студии Тидзу» – девушка в стремительном прыжке. Что он означает?

Этот персонаж, разбегающийся и прыгающий в будущее, олицетворяет жизненную силу главных героев фильмов Хосоды, мужчины или женщины – не имеет значения. Это герой, который действует решительно, он не боится перемен. Каждый фильм, который мы снимаем, это вызов для нас.

Похожие статьи

Back to top button