Shin Megami Tensei V: Обзор | StopGame

Актуально для платформы: NSW

В Shin Megami Tensei V события развиваются стремительно. Вот мы сидим на уроке в японской школе, а уже спустя несколько минут попадаем в альтернативную, разрушенную версию Токио и сражаемся с демонами. Звучит как  что-то из Persona 5, но фанаты серии за подобные сравнения могут обозвать недобрым словом, ведь Persona — это спин-офф серии SMT. И насколько бы ни была успешна пятая «Персона», сильно менять Shin Megami Tensei V в угоду армии новоиспечённых фанатов разработчики не стали.

Дивный новый мир

Однако это не значит, что новая SMT цепляется за прошлое и ничем не отличается от предшественниц — всё с точностью до наоборот. В основе своей это такое же путешествие по локациям, во время которого предстоит постоянно драться с демонами и переманивать их на свою сторону, чтобы те применяли свои способности против бывших товарищей. Но теперь здесь сделан большой упор на исследовании локаций — это огромные области без загрузочных экранов, а случайные бои ушли в небытие: всех противников видно и можно обойти.

Путь к следующей сюжетной цели всегда показан на мини-карте, однако сразу бежать туда нет смысла. Куда лучше изучить окрестности, ведь в этой игре секреты разбросаны чуть ли не на каждом шагу. Большие золотые шары содержат в себе деньги или ценные ресурсы, спрятанные существа дают очки славы (glory), нужные для покупки пассивных улучшений. Восстановить здоровье или ману можно пробежавшись по дорожкам с рассыпанными по ним разноцветными сферами.

Оптимизация неидеальная, но ничего ужасного я не заметил.

Побуждает заниматься исследованием и дружелюбный демон Аманозако, с которым герой знакомится в самом начале путешествия. Компаньон регулярно указывает места, где можно найти что-то интересное, и иногда там действительно удаётся отыскать ценный предмет. А в некоторых случаях запускается бой, чаще всего — со знакомыми фанатам серии Митамами, которые дают много денег и опыта. В общем, локации обширны и богаты возможностями, а их многоуровневость делает поиск полезного хлама увлекательным.

Во главе угла здесь, конечно, сражения с демонами. Они по-прежнему пошаговые. У всех участников боя есть слабые и сильные стороны — какие-то из семи стихий либо наносят им повышенный урон, либо позволяют заблокировать атаку полностью. Если любой персонаж смог ударить по больному месту, команда получает дополнительный ход. Поскольку в отряде четыре участника, при удачном стечении обстоятельств они могут совершить восемь ударов, прежде чем ход перейдёт к команде соперников.

Куда ж без этого потешного демона?

Покемоны-демоны

Собирать «армию» предстоит из демонов, которых встречаешь на пути. Благодаря тому что их всех теперь видно на карте, искать желанные цели значительно проще. А вот процесс вербовки не изменился — вместо атаки выбираем вариант «Разговор» и пытаемся подружиться с демоном, что каждый раз происходит по-разному. Один спросит, почему у вас такие длинные волосы, другой отвернётся — нужно решить, окликнете вы его или оставите в покое. У всех разный характер — кому-то нравятся смешные ответы, кто-то любит погрустить, и тут надо полагаться лишь на интуицию. Интересно, что договориться можно и с демоном уровнем выше вашего — к команде он сразу не присоединится, зато при следующей встрече вспомнит о диалоге и предложит свои услуги.

Однако недостаточно просто собрать коллекцию демонов — их обычные версии, которые встречаешь в мире, умеют не так уж много, количество их приёмов и способностей сильно ограниченно. Необходимо время от времени заглядывать в Мир теней, где происходит процесс смешивания существ. Из двух демонов вы создаёте третьего и забираете у тех двоих нужные способности. Если обычный демон умеет только замораживать противников, то его копия, созданная в местной «лаборатории», может и огнём поливать, и отравлять, и союзников лечить — выбирайте сами.

Как только получаешь новый уровень, хочется сходить и посмотреть, какие новые демоны стали доступны.

Если нужного демона нет, не беда. На помощь приходят эссенции — их либо в мире находишь, либо в магазине покупаешь (во втором случае придётся выложить внушительные суммы). Эссенции точно так же позволяют заполучить способности того или иного демона, а впоследствии у них и защиту от определённых стихий можно забрать. Попался вам босс, который наносит сильный урон тёмной магией, — найдите демона с нужным перком, «влейте» его в главного героя и насмехайтесь над оппонентом, который теряет сразу два хода из-за провалившейся атаки.

Ковыряться в менюшках и возиться с демонами не надоедает на протяжении всех 50 с лишним часов. К некоторым союзникам даже успеваешь привязаться — жаль расставаться с существами, которые так часто помогали тебе в бою. Но делать это приходится — у новых особей более мощные умения. Кто-то владеет стихией так, что все связанные с ней атаки наносят повышенный урон, а кто-то обладает эксклюзивной способностью, которую невозможно никому передать. Интерфейс удобный, разобраться во всём можно без лишних обучающих экранов, а результат никогда не заставляет себя долго ждать.

Поменять меч, как в SMT IV, нельзя — экипировки здесь нет.

Вникать во всё это необходимо, поскольку Shin Megami Tensei V никогда не становится лёгкой. Даже рядовые демоны, гуляющие по локациям, могут уделать вашу команду, если что-то пойдёт не так. Особенно заметно сложность повышается в драках с боссами, будь то сюжетные оппоненты или противники в многочисленных побочных заданиях. Здоровья у них значительно больше, чем у обычных врагов, да и бьют они сильнее.

Особенно сокрушительны их способности Magatsuhi — так здесь называют умения, которые применяются при заполненной шкале в правой части экрана. Точнее, у врагов никакой шкалы нет — игра просто предупреждает, что в начале следующего хода противник использует мощную атаку. А вот отряд игрока копит энергию — сначала простыми ударами, а по мере прокачки энергию начнут давать и за блокирование, и за удачные стихийные атаки. Почти у всех демонов один и тот же Magatsuhi — при активации вся команда наносит критический урон до конца хода. Но есть и исключения — например, способность одного из демонов позволит получить значительно больше опыта и денег после боя.

Игра подсказывает, когда враги получат от атаки повышенный урон, а когда защитятся от неё.

Ложка дёгтя

Все эти геймплейные элементы блестяще переплетаются, и ни один не кажется лишним. За исследование игрока награждают на каждом шагу — чем больше очков славы собираешь, тем обширнее становится список доступных «пассивок». Там и бонусы для Magatsuhi, и увеличение демонического инвентаря, и владение стихиями — число навыков растёт постоянно. Боевая система не утомляет, даже когда занимаешься «фармом» опыта. Созданию идеального отряда уделяешь много времени по своей воле, а не из-за того, что тебя кто-то заставляет.

Эти существа — один из источников очков славы. Ещё очки можно получить в белых сферах, которые тоже где-то спрятаны.

Поэтому странноватая сюжетная линия, которая поначалу кажется самым слабым элементом Shin Megami Tensei V, в конечном итоге имеет не такое уж большое значение. По всей игре история размазана слишком уж тонким слоем — после пары вступительных роликов вы около десяти часов будете гулять по первой локации, не узнавая о сюжете примерно ничего. Потом на вас опять вывалят часть информации, а после этого вы вновь будете долго заниматься исследованием. Очевидно, что сравнение с Persona некорректно, но наверняка многие впервые познакомились с серией именно благодаря Persona 5, а потому могут ожидать от новинки чего-то похожего. Однако сюжетно это совершенно разные вещи.

Если «персоны» уделяют много внимания главным героям и их взаимодействию друг с другом, то здесь социальных элементов нет вообще. Никаких уроков, встреч после школы и посещений кафе — своих школьных друзей вы видите редко, да и взять их в команду нельзя. Фокус на трудных сражениях и RPG-составляющей отличает SMT от Persona, но всё же немного жаль, что разработчики не стали делать повествовательную часть более насыщенной. Среди персонажей полно харизматичных и потенциально интересных героев, но их так редко видишь, что даже к случайным демонам привязываешься сильнее. В результате здешняя история о спасении мира в войне между богами и демонами пусть местами и интригует, но теряется на фоне богатого возможностями геймплея.

В диалогах ещё и повторять одно и то же любят.

Но игровой процесс настолько изумителен, что игре прощаешь спорную историю. Увлёкшись исследованием и коллекционированием демонов, порой даже забываешь о существовании сюжета — диалоги и ролики становятся своеобразными наградами за победу над очередным сильным боссом. Формула серии изменилась в лучшую сторону, и геймплей здесь хорош как никогда. Shin Megami Tensei V уже сейчас можно назвать одним из лучших эксклюзивов Switch — как минимум среди JRPG на этой платформе ей практически нет равных.

Плюсы: большие локации, которые интересно использовать; даже нормальный уровень сложности иногда заставляет попотеть; увлекательные сражения, основанные на слабых и сильных сторонах участников боя; копаться в меню ради создания лучших бойцов не надоедает вплоть до финала.

Минусы: сюжет размазан по игре слишком тонким слоем.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button