Beholder 3: Обзор | StopGame

Актуально для платформы: PC

Бывает, слушаешь любимую песню в другом исполнении или смотришь ремейк любимого фильма, и что-то не то. Вроде всё примерно то же самое, но уже не цепляет. Вот так можно сказать и про третью часть антитоталитарной и антиутопической саги Beholder, к которой авторы первых двух уже не имеют отношения.

Управдом, чиновник и стукач

Действительно, новые разработчики из студии Paintbucket Games не стали изобретать велосипед, а решили использовать и даже объединить темы и наработки первых двух частей. То есть теперь мы одновременно и управдом, и сотрудник Министерства в вымышленном тоталитарном Величайшем Союзе, которым железной рукой правит Великий Вождь. Как водится в таких случаях, инакомыслие под запретом (тут есть и своё Сопротивление), кругом — лютая бюрократия, дисциплина и стукачи.

Стилистика осталась прежней, вполне атмосферной и узнаваемой.

И на том, и на другом рабочих местах нам тоже придётся стучать, используя знакомые по первым двум частям методы. Взламываем квартиры жильцов или кабинеты коллег, ставим там камеры наблюдения, ищем компромат на них, сверяясь со списком, что в стране запрещено (а список огромный, включая запрет на танцы и даже на зелёные яблоки), или же сами подбрасываем его. А потом у себя в коморке строчим донос или шантажируем бедолаг, получая за это деньги.

За кем-то уже по нашей милости приехали.

А финансы нужны постоянно, чтобы мы вовремя оплачивали счета за воду и электричество, плюс есть ещё налоги и штрафы (например, за неправильно оформленный донос, где важно верно классифицировать улику), плата за ремонт освободившихся квартир, чтобы сдать их новым жильцам, и куча других расходов. Например, мы должны за свои кровные каждый день чинить стиральные машины, систему отопления и выбрасывать мусор. Приходится даже подворовывать в квартирах жильцов, а потом продавать украденное. Только надо предварительно убедиться через глазок, что в квартире никого нет, иначе выпишут штраф за незаконное вторжение или даже полиция приедет.

Некоторые жильцы никогда не выходят из квартиры.

Всем этим главный герой по имени Фрэнк Шварц занимается потому, что ему просто не оставили выбора. На работе (и весьма неплохой) в Министерстве его подставили и пригрозили — или идёт на рудники и вся семья пострадает (а у него жена и двое детей), или работает на государство стукачом под прикрытием. И если в качестве управдома мы это делаем в основном ради денег и по поручению, так сказать, вышестоящих инстанций, то в Министерстве доносить и подставлять приходится ещё и ради того, чтобы занимать освободившиеся кресла и продвигаться по карьерной лестнице.

Даже через экран чувствуется, как там мрачно и уныло.

Про уродов и людей

Впрочем, как и первые две части, Beholder 3 — это не симулятор урода и стукача. Точнее, не только. Это ещё и история очередного маленького человека, у которого, при всех тяжёлых обстоятельствах, всё-таки есть выбор, оставаться человеком или скатываться морально (восходя по карьерной лестнице).

Естественно, в какой-то момент нам предлагают встать на сторону реформаторов, которые хотят при сохранении власти Вождя хоть что-то изменить, или продолжать работать на реакционеров. Хотя можно доносить и на тех, и на других, ища свою выгоду. Более того, появляется возможность помочь реальному Сопротивлению, начав с попытки выяснить судьбу жены известного музыканта — ту репрессировали за антиправительственные песни.

Иногда Фрэнк даже может высказать своё мнение. Совсем обнаглел…

В другой ситуации нас просят подставить сотрудника службы безопасности, который живёт в доме нашего управдома. Изюминка в том, что он — друг юности Фрэнка и в целом хороший человек. И тут выбор — подставить или же предупредить, позволив старому приятелю сбежать.

Наконец, по традиции серии есть ещё и личная драма главного героя. На этот раз всё в основном завязано на девочку-подростка Ким, дочку Фрэнка. Она — неформалка, лесбиянка, да ещё и травку курит. А потом оказывается участницей митингов в защиту прав меньшинств. Естественно, начинаются проблемы — то огромный штраф за участие в демонстрации выпишут (приходится красть дело Ким из Министерства), то начнёт шантажировать неизвестный.

Ким (та, что с дредами) сразу стала общаться с плохой компанией.

Жену Фрэнка судьба дочери волнует не так сильно, как её, жены, карьера, и она просит быть с Ким строгим, выяснить, кто ей дал наркотики, и заявить в полицию. А вот у главного героя более доверительные отношения с дочерью — та его не просто любит, но и считает другом. И в какой-то момент возникает дилемма — написать донос на фигуристку, с которой активно общалась Ким (жена подозревает, что она и подсадила Ким на травку, хотя это не так), или не делать этого, понимая, что для дочери это будет удар.

Узнать такое про родного ребёнка непросто, но всегда можно попытаться понять.

Всё погубили быт и рутина

Всё вроде бы интересно — и диалоги хорошие, и антибюрократическая ирония в духе Франца Кафки присутствует. Беда в том, что за исключением, пожалуй, истории Ким всё это не вызывает особого эмоционального отклика. Да и к ней есть вопросы — какие вообще в тоталитарном государстве могут быть нонконформисты, которые одеты как настоящие панки и устраивают гей-парады? Кажется, ситуация вводилась лишь для пресловутой «повестки».

Объяснить, почему уже «не то», как я и сказал в начале, сложно. Многие темы, мотивы вроде бы те же самые — вплоть до прямых цитат. Но не трогает, и всё. Хотя если покопаться, то найти объяснения можно. Во-первых, та самая вторичность и самоповтор. Во-вторых, элементарные проблемы с логикой, которые объясняются разве что общей забагованностью игры. Судите сами. Даже если мы помогли сбежать другу детства, то нас всё равно будут упрекать в том, что мы на него донесли. И именно из-за нас его посадили потому, что кто-то что-то ему подкинул. Хотя мы этого не делали.

А вот читать местную прессу интересно и забавно.

Даже после того, как мы отправим за решетку одного из жильцов за насилие в семье, потом к нам будут подходить его дети и жаловаться на то, что папа постоянно ругается с мамой. И подобных ситуаций много. И вообще багов в Beholder 3 хватает. Есть неработающие и зависающие квесты. Есть ситуации, когда после загрузки сохранения перестают работать какие-то функции в управлении, а у вас резко уменьшается накопленная было сумма. Да и в целом игра плохо оптимизирована. А еще встречаются ошибки в локализации и наложение шрифтов.

Вот тут слились цифры в номере постановления, а нам нужно точно указать их в доносе.

А самое главное, всё прохождение представляет собой сплошной забег из точки А в точку Б, с одного этажа на другой, из Министерства в жилой дом и обратно, чтобы выполнить свои ежедневные обязанности, починить примус, оплатить счёт или штраф, купить новую камеру или отмычку и уложиться в сроки, отведённые почти на все задания (иначе «геймовер»). Перешли на третий этаж Министерства? Там — всё то же самое, только отмычки и камеры потребуются более дорогие, а значит, беготни для зарабатывания денег будет ещё больше!

И при такой рутине (особенно чувствуется в середине прохождения), осложняемой багами и проблемами с логикой, какое может быть погружение в историю и судьбы персонажей? В какой-то момент игра надоедает и её хочется бросить безо всяких сожалений.

Даже главному герою могут предложить взятку.

К сожалению, Beholder 3 оказалась такой же бездушной, однообразной и сломанной, как любая тоталитарная система. И очень хочется, чтобы этого больше не повторилось, — либо авторы делают правильные выводы, либо серия возвращается к прежним разработчикам, либо заканчивает своё существование просто потому, что ещё одной такой игры мы просто не выдержим.

Плюсы: сохранены стиль и атмосфера оригинала; есть интересные диалоги, задания, ситуации и персонажи, за которыми интересно следить; всё хорошо с аудиовизуальной составляющей.

Минусы: игровой процесс слишком вторичный и скучный; в большинстве ситуаций происходящему и персонажам не сопереживаешь так, как в прошлых играх серии; плохая оптимизация и множество багов.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button