Профессии в Burning Crusade

После небольшого лирического отступления, предлагаю вернуться к прошлому (да-да, опять) и немного поближе взглянуть на профессии в Burning Crusade.

Общие изменения

В целом, профессии изменились очень незначительно по сравнению с Ваниллой (о том, каково было еще раньше, можно прочитать тут), но несколько довольно интересных вещей всё же было введено в игру.

У меня есть ощущение, что Близзард занимались профессиями во времена Классика примерно в последнюю очередь и до выхода первого дополнения особого внимания на них не обращали, потому что чуть ли не каждая требовала кардинальной переработки. И только в начале 2007 года ремёсла наконец получили своё достойное место в игре.

Фактически, все профессии стали теми же самыми профессиями, но лучше, а иногда и гораздо лучше. По большей части взлёты случались феерические, однако и без падений не обошлось, но об этом чуть дальше.

Вообще, чтобы перейти в БК и заниматься добычей/крафтом там, требовался навык 300 из старого мира, а иногда и 300+ (например, у первой помощи). Отсюда мы получаем просто уморительную ситуацию, когда, для крафта простейших болтов и заклёпок из материалов Запределья, приходилось тратить часы и дни (или килотонны золота) для поднятия навыка 280+ у самых требовательных профессий. Эта ситуация порядком подбешивала, и была поправлена где-то примерно в Катаклизме, когда Метелица сгладила переходы между дополнениями для целей избавления народа от слёз и соплей из-за бешеного фарма старого контента ради получения заветной цифры 300.

В остальном, БК был продолжателем духа Ваниллы: те же две основные профессии на выбор (к их списку добавилась ещё целая одна штука), три дополнительные для всех, да ещё две классовые для разбойников. Сразу скажу, что последние не поменялись совсем никак, поэтому и упоминаться в этой статье не будут.

Наконец, увеличение навыка шло, как и в прошлом, на 75 пунктов, то есть итого до 375.

Добывающие профессии

Здесь нужно сказать, что их всё так же три: снятие шкур, травничество и горное дело. В целом, ни одна из них не изменилась от слова совсем, разве что какие-то крошечные подвижки по сторонам.

Снятие шкур. Больше не требовались нож и перчатки (итого +15 навыка), потому что с боссов шкуры не падали, и 375 навыка было более чем достаточно. Тем не менее, по-моему, всё еще требовала +5 скилла ради снятия шкур с мобов 61 уровня, но это восполнялось перчатками. Качалась всё так же быстро и непринуждённо, иногда позволяла поднимать хорошее количество золота с редких шкур (кобры и, в меньшей степени, кодо) и вообще не напрягала.

Травничество. Травникам БК запомнился вваливанием определенной доли рандома в их бренные жизни. Если самой ценной травой в Ванилле был Black Lotus, который появлялся отдельным кустом на карте, то в БК ему на смену пришел Fel Lotus, который добывался с некоторой долей вероятности с любого куста травы Запределья. Фактически, теперь приходилось собирать вообще всё, чтобы получить шанс сорвать заветный лотос, а проходных кустов травы не осталось. Особо хорошо с этим справлялись друиды, потому что всем остальным надо было залезть на маунта, долететь, слезть и снова залезть, а блохастики рвали траву, не выходя из формы птицы, за что были люто ненавидимы примерно всеми остальными.

Горное дело. Тут изменений не последовало вообще никаких: те же 3-7 подходов к жиле, только уже с новыми металлами. Однако горное дело, уже будучи прибыльным ранее, стало просто горшочком с золотом, потому что на него теперь было завязано не 2, а целых 3 профессии. Подзуживающее желание прокачать ювелирку доброй третью игроков объясняет то, что примерно до патча 2.2 спрос (особенно на камни 30-50 уровней) сильно превышал предложение. Это, в свою очередь, порождало абсолютно дикие ситуации на рынке, когда какой-нибудь бестолковый камень из середины Ваниллы стоил как 2 БиС синих камня БК.

Тем не менее, основной проблемой добывающих профессий становится их некоторая бесполезность. Нет, вы не подумайте, товары оттуда были нужны и важны, да и продавались иногда по приятному прайсу, но в Ванилле (помимо персонажей, которые оставляли обе добывающие профессии даже на 60 уровне) в 9 случаях из 10 все брали добывающую профессию и производящую, а в 1 случае из 10 – портняжку и зачаровывание. Такая ситуация проистекала из того факта, что крафтовые профессии были чудесно бестолковы в массе своей, и по-настоящему хорошие БоП вещи можно пересчитать по пальцам одной руки. Вместо какого-нибудь кожевничества можно было элементарно оставить мининг-скининг и буквально купаться в деньгах, покупая готовые вещи на аукционе без дополнительной нервотрёпки.

В БК ситуация приобрела интересный оборот: практически каждая производящая профессия давала свои БоП плюшки, которые на аукционе купить уже было невозможно. Таким образом, производящие профессии давали плюсы к характеристикам, которые были очень и очень востребованы, и все профессиональные рейдеры (и аренеры в меньшей степени) в практически обязательном порядке должны были иметь две производящие профессии, реагенты для которых они покупали на рынке.

А поскольку, при скидывании навыка, плюшки от БоП вещей резко переставали работать, то во времена БК даже по профессиям прошёлся довольно жёсткий водораздел: казуалы, продающие материалы отцам, и отцы, покупающие эти самые материалы для наиболее полного раскрытия своего персонажа.

Производственные профессии

Алхимия. Химия переживала свой второй расцвет даже несмотря на радикальное уменьшение количества выпиваемого в рейдах варева. С одной стороны, в Ванилле все потребляли просто тонны разных склянок, и при должной сноровке можно было легко озолотиться только на них, которая в БК сократилась до одной-двух фласок (или нескольких банок подешевле) на весь рейд-тайм, что нанесло серьезный удар по этому способу заработка.

С другой стороны, химикам наконец то подвезли специализации: на зелья, эликсиры и трансмутацию. Каждая позволяла получать время от времени от х2 до х4 готовой продукции из одной порции реагентов, что самым положительным образом отражалось на кошельке. И всё же одним из самых доходных способов получения денег стала трансмутация. Раз в двое суток (или раз в сутки, не помню уже) химик мог из пяти кусков местных элементалей сделать один мега-кусок, который использовался для других профессий. Можно было фармить самостоятельно, а можно – переплавлять чужие куски, оставляя проки себе, что приносило время от времени приличные суммы.

Фласки своей специализации не получили, зато теперь могли вариться в Шаттрате, и химикам больше не надо было куковать в Шоло часами. В плюс к тому, добавили ещё и рейдовые котелки с зельями на сопротивление магии, но стоили они дорого, поэтому особой славы в БК не снискали.

Наконец, химикам подвезли свои БоП серьги, которые были более или менее неплохими для ПвЕ забав, особенно учитывая грызню в рейдах за бижутерию.

Кожевенное дело. Кожевенное дело взлетело из грязи в князи очень и очень быстро. Во-первых, теперь крафтовые вещи были уже относительно приличного качества (а не как в Ванилле, да) и могли использоваться для ПвЕ на всём протяжении прогресса. Во-вторых, заплатки теперь были не бесполезным способом прокачки навыка, а давали весьма ощутимые бонусы, в связи с чем отлично разлетались на аукционе. Наконец, в-третьих, только кожевники могли использовать барабаны, что давало им серьезное преимущество в рейдах.

Вкратце: барабаны были расходником, который позволял увеличить восстановление хп, дать силу атаки или скорость. Последние барабаны были самые дорогие, но и ценились гораздо сильнее остальных. Я уже рассказывал, что в СВП некоторые гильдии заставляли каждого члена рейда учить кожевенное дело, чтобы убить М’уру, тут объясню поподробнее. Барабан давал немного хасты каждому члену группы на 30 секунд и имел откат 2 минуты. Таким образом, чтобы держать бафф скорости на группе постоянно, требовалось четыре человека, стучащих по очереди, а пятый был всегда на подхвате или стучал в отхил/силу атаки.

В общем и целом, кожевничество стало чуть ли не обязательной профессией для разбойников, друидов, охотников и шаманов ПвЕ направленности.

Кузнечное дело. Как была самой дорогой в прокачке профессией, так ею и осталась. Кузнечное дело было одной из двух профессий, которые требовали больше всего отдачи, пота и слёз для подъема с 280 до 300, но и после 300 давало прикурить по стоимости прокачки.

В Ванилле качалось оно в основном ради того, чтобы сделать пару интересных БоЕ вещей (топоры и доспехи), которые можно было в целом то и купить на аукционе. Единственной вещью, ради которой стоило брать 300 Кузнечного дела, была заготовка для Сульфараса, легендарного молотка Рагны, потому что отдавать незнакомому человеку материалов на несколько тысяч золотых было очень и очень стрёмно, проще было самому поднять и сделать этот несчастный молоток.

В БК же всё стало с точностью до наоборот. Теперь самые вкусные вещи были уже БоП, причем давались они за самую непопулярную специализацию в Ванилле – молоты. Во-первых, можно было сделать себе одноручный молоток и планомерно его улучшать до уровня Т6 за относительно небольшой прайс (читай: за БоП реагенты из рейдов). Этот самый молоток крафтили себе хорошие энх-шаманы, но я был слишком ленив для всего этого. Во-вторых, и это главное, воины могли себе сделать двуручный молоток, носящий гордое имя Stormherald, он же Stunherald, он же Rogue on a Stick (дословный перевод: разбойник на палочке, растолковку этого мема можно найти тут).

Почему я заостряю так много внимания на одной вещи из целой профессии? Stormherald был третьей итерацией двуручного молотка, до которой надо было дорасти, но если воин дорастал, это позволяло достичь небывалых высот. Так, оглушение от этого молотка изначально было 10 секунд. Я, честно, не знаю, кто из гейм-дизайнеров решил, что это хорошая идея, мол, пусть у нас будет рандомное 10-секундное оглушение, которое ещё и вдобавок будет на отдельном ДР (diminishing return – срезание времени однотипных эффектов контроля). Аналогично у разбойников были разнесены на разные ДР Cheap shot и Kidney shot, но тут то прок с оружия, который ещё и замечательно работает на специализацию на молотках, дающую 5% шанс оглушения с любого удара. Всё это безобразие довольно быстро понерфили до 4 секунд, но в любом случае воины с этой колотушкой в зубах наводили того еще шороху на арены.

Инженерия. Фактически, инженерия пострадала с выходом БК больше всего по одной простой причине. В Ванилле эта профессия была синонимом ПвП (нет гранат – нет компотика, как говорится), но в БК Метелица решила, что как-то жирновато будет давать возможность такого мощного контроля с профессии еще и на аренах, и, соответственно, инжу на этих самых аренах забанила.

Путём этой одной-единственной нехитрой манипуляции добрая половина инженеров осталась вообще не у дел с точки зрения утилитарности. Многие из этих людей перепрофилировались на ювелиров, но часть всё же осталась и устраивала время от времени бугурты на форумах. Какое-то время (почти весь БК, к слову) на арене всё же можно было пользоваться ракетными ботинками, уходя от неминуемой смерти, но и это под конец дополнения тоже выпилили.

Чтобы не делать инжу уж совсем бесполезной, для каждого персонажа каждой специализации Близзард ввели очки (например, такие), обладавшие весьма приличными статами, которые еще и можно было усиливать по ходу дела (как вышеуказанные молотки), так что свой небольшой буст инженеры всё же получили. В плюс к этому они могли делать два разных маунта-вертолёта, которые довольно неплохо выделялись из общих стройных рядов как внешне, так и в плане звуков, и иногда даже неплохо продавались на аукционе.

Ну, и, наконец, патроны, прицелы и ремботов никто же не отменял, да?

Портняжничество. Портные, как и в Ванилле, были вынуждены заниматься геноцидом всего живого ради ткани. Несмотря на то, что падала она с довольно хорошим шансом, требовалось ее, конечно, просто запредельно много. Портные также могли выбрать себе специализацию: sunfire (аркан + огонь), shadowfrost (холод + тень) и mooncloth (лечение), которая позволяла им собрать БиС пререйдовый сет чуть ли не сидя около аукциона. В отличие от Ваниллы, теперь портняжничество давало весьма ощутимые плюшки магам, чернокнижникам и жрецам, от которых не стоило просто так отказываться.

Более того, аналогично кожевникам, портные делали свои заплатки на СПД и хил, которые тоже весьма ценились и разлетались с аукциона только в путь.

Наконец, швеям-мотористкам подвезли весьма приятные рецепты из рейдов, что позволяло им делать шмотки (себе ли, на продажу ли) качества Т5 и выше, а скидывать профессию по достижении определенного уровня экипировки теперь уже тоже было не обязательно.

Зачаровывание. Как мы все помним, зачаровывание в Ванилле было вещью мало того, что довольно бессмысленной, так ещё и очень дорогой. Если у вас не было доступа к топовым рецептам из рейдов, то, с большой долей вероятности, затраченные на профессию несколько сотен золотых не отбивались никогда, а ваш банковский персонаж 5 уровня мог элементарно распылять вещи так же, как и самый что ни на есть лучший чантер сервера.

В БК теперь разбор вещей зависел от их уровня и уровня профессии, то есть сам по себе этот процесс уже становится довольно прибыльным.

И, тем не менее, прокачка где-то с 275 до 300 была не просто зубодробительной – она была ужасной, и многие просто сдавались на половине дороги из-за того, что нужно было или фармить реагенты самому, или тратить в районе 100 золотых за каждый пункт с где-то 290 до 300 (аналогично было на 360+, но там на это уже забивали).

Что касается непосредственно зачаровывания, то получение рецептов также стало гораздо более логичным: большая часть училась у тренеров или с БоЕ рецептов, меньшая добывалась в рейдах, куда ходили все: Кара, потом ЗА. Именно в рейдах добывались мангуст, палач и прочие классные вещи с вероятностью в районе 5%, что не так много, чтобы рецепт был у каждого, но и не так и мало, чтобы полностью исключить возможность его целенаправленного получения. Более того, старые чанты с 60 уровня также перекочевали в БК, и тот же Крусадер пользовался спросом еще довольно долгое время.

Наконец, чантеры получили свою порцию БоП плюшек, а именно способность зачаровывать свои кольца, что мелочь, а приятно (и главное – дёшево).

Ювелирное дело. Ювелирное дело – новая профессия, которая была добавлена вместе с дополнением. Фактически состояла из двух подпрофессий: просеивание руды на камни и непосредственно обтачивание этих самых камней для целей дальнейшего использования.

Качалась, соответственно, с нуля, поэтому путь 1-300 был проработан чуть лучше, чем у остальных производственных профессий, зато дальше начиналась веселуха. Стоило это всё дорого по тем временам, рецепты были очень рандомными в плане получения, и собрать хорошую коллекцию для максимального профита было довольно сложно. Тем не менее, уже после выхода БТ, появилась возможность обтачивания эпических камней, и по получении пары-тройки самых ходовых рецептов на последние, можно было неплохо зарабатывать.

Из плюсов профессии можно отметить неплохие серьги, БоП камни с улучшенными характеристиками, да и всё. В остальном, требовала целеустремленности в получении рецептов и потом усидчивости в продаже камней (или своих услуг) по этим самым рецептам.

Вторичные профессии

Первая помощь. Перешла из Ваниллы без малейших изменений. Всё так же переплавляем ткань на бинты, поднимаем скилл до 375 и потом этими самыми бинтами лечим себя. Всё так же встречалась почти у всех. Единственная запомнившаяся штука: бинты из ткани Запределья делались с где-то 320 уровня умения, а до этого приходилось фармить руноткань просто в невообразимых количествах. Отсюда возникала порочная практика продажи последней раза в 3-4 дороже ткани из Запределья.

Рыбалка. Рыбалка, помимо дополнительных 75 пунктов прокачки, получила несколько довольно неплохих бонусов. Так, по аналогии с Ваниллой, рыбаки могли выуживать всякие приятные штуки, которые очень дорого стоили на аукционе. В первую очередь на ум приходят раки, которые продавались по какому-то абсолютно чудовищному прайсу из-за того, что они требовались для прокачки кулинарии почти без вариантов. Помимо этого, где-то в середине дополнения вкрутили целый один дейлик для представителей этой профессии (фактически, 1 из 5 разных), который давал возможность вытянуть из сумки что-нибудь интересное (про Кольцо № 2 будет в следующей статье). Наконец, по аналогии с гидрой из ЗГ, рыбалка требовалась для вытягивания рыбы в ССК, что всегда превращалось в веселый карнавал.

Кулинария. Изменения кулинарии были очень тесно переплетены с изменениями рыбалки. В целом, ничего нового, но, как и в Ванилле, прокачка без рыбалки превращалась в сущий ад, а после навыка 360 и вовсе становилась невозможной. В остальном, поварское искусство работало практически только на своего владельца: еда была нужна в каждом рейде, обычно продавалась плохо и довольно дёшево. Кулинарам также добавили один дейлик (опять же, 1 из 5 рандомных) со всякими рецептами и реагентами для готовки, что мелочь, а приятно. Помню, что эти дейлики я задротил уже после выхода препатча ВотЛК с ачивками, чтобы достать этот несчастный рецепт торта из сумки (спойлер: достал уже на 80 уровне).

За сим с профессиями всё, а по БК остаётся только одна статья со знаковыми предметами, которая выйдет в самом начале следующей недели.

Похожие статьи

Back to top button