Узники раннего доступа: игры, которые никогда не выйдут | StopGame

Ранний доступ позволяет разработчику сразу получить деньги и отзывы. Для нас, игроков, эта модель связана с риском — никто не гарантирует, что проект продвинется дальше условной забагованной «альфы».

В этом материале собраны неприкаянные проекты, надолго застрявшие в раннем доступе. По разным причинам: то у разработчиков украдут ноутбук, то они забудут нажать на кнопочку в Steam, то исчезнут свободные руки из-за релиза Fortnite… Есть и позитивные истории, но точка в них (в виде версии 1.0) до сих пор не поставлена.

Статья не ограничена ранним доступом Steam. Программа Steam Early Access действует с марта 2013 года. До Steam к этой идее пришёл магазин Desura. До Desura — Маркус Перссон (Markus Persson), отец Minecraft. Можно сказать, что ранний доступ — важная часть инди и AAA-индустрии с конца 2000-х годов.

Godus

Питер Молиньё (Peter Molyneux) изобрёл жанр симуляторов бога. Populous, Dungeon Keeper, Black & White — его детища. Болезная Godus, что уже восемь лет прозябает без патчей в Steam Early Access, — тоже.

Молиньё и его студия 22cans привлекли деньги на разработку Godus через Kickstarter в конце 2012 года. В раннем доступе стратегия дебютировала в 2013-м. Уже через год британцы переключились на мобильную версию Godus, ещё через год — на новую игру, The Trail. Не достигнуты краудфандинговые цели — перенос Godus на GNU/Linux и внедрение мультиплеера.

В марте 2016 года истёк контракт последнего человека, трудившегося над Godus, — речь о ведущем дизайнере Конраде Нашински (Konrad Naszynski). Вообще, он поддержал симулятор бога на Kickstarter и какое-то время занимался им как волонтёр… Видимо, выбирать Молиньё было совсем не из кого. Перед уходом Нашински 22cans выкатила RTS-режим Godus Wars в виде отдельной игры. В Steam у неё тоже сплошь отрицательные отзывы, как у Godus.

Незадолго до анонса Godus Молиньё выпустил на iOS и Android «игру» Curiosity: What’s Inside the Cube?. В ней нужно было жать на виртуальный кубик в погоне за неким фантастическим призом. В течение полугода приложение скачали 4 миллиона человек, разбивших 25 миллиарда блоков, из которых состоял куб. Последний блок уничтожил Брайан Хендерсон (Bryan Henderson), житель Эдинбурга.

Что же он получил? Ему пообещали титул главного божества в мультиплеере Godus и часть прибыли от игры. Проблема в том, что до мультиплеера руки у 22cans так и не дошли, а вложения проект не отбил. А значит, и выплачивать Хендерсону нечего.

22cans забросила Godus на ПК и Mac из-за вялого интереса геймеров и кучи разгромных отзывов. Мобильная версия, напротив, приносила деньги. И продолжает! В этом месяце британцы записали видео о том, что Godus на iOS и Android ждут обновления (см. выше).

Super Dungeon Run

Super Dungeon Run — помесь Pikmin и Diablo. Вы тащите по подземелью отряд неуклюжих бойцов, охочих до лута, и обходите всякие препятствия. Воины автоматически долбят монстров, уровни генерируются случайно, забеги короткие, геймплей весёлый — если надо убить не только врагов, но и время, то проект подходящий.

Идея Super Dungeon Run принадлежит инди-разработчику Стюарту Хогарту (Stewart Hogarth), он же программировал игру. Соразработчиком и издателем выступила Proper Games. Вскоре после выхода Super Dungeon Run в раннем доступе Хогарт, испытывавший проблемы с сердцем, умер.

Proper Games ещё месяц повозилась с Super Dungeon Run и завязала с ней. Без объяснений. От студии, причастной к таким брендам, как Crackdown и Final Fight, ждёшь более серьёзного поведения.

Беспризорницу Super Dungeon Run по-прежнему продают в Steam.

Chernobyl VR Project

The Farm 51 подаёт Chernobyl VR Project как интерактивную экскурсию по Припяти. Доступны панорамные видео, где вы прикованы к полу, и отсканированные помещения, где можно передвигаться телепортами.

Chernobyl VR Project ценна именно кадрами из интерьеров. Остальное несложно изучить на Google-картах в режиме просмотра улиц.

Польская студия выложила Chernobyl VR Project в Steam Early Access в сентябре 2016 года, к 30-летию аварии. Год спустя приложение пожаловало на PS VR. На официальном сайте утверждается, что проект покинул ранний доступ. Видимо, The Farm 51 забыла нажать на соответствующую кнопку в Steam. Или тихонько махнула рукой на доработку, вспомнив про существование Google-карт. Потом она переключилась на Chernobylite и больше не возвращалась к игре-экскурсии.

Radical Heights

Вы не купите Radical Heights в Steam. Однако пример столь вопиющий, что умолчать невозможно!

После коммерческого провала LawBreakers Клифф Блежински (Cliff Bleszinski) по-быстрому выдал Radical Heights. И это оказался даже не ранний доступ, а «экстремальный ранний доступ», как описала состояние шутера Boss Key Productions.

Пободаться за аудиторию с другими королевскими битвами толком не удалось — спустя месяц после релиза Блежински признал поражение и закрыл свою студию.

Местами Radical Heights была любопытной — скажем, позволяла закидывать добытые деньги на счёт в игре и переносить между матчами. Местами раздражала — вспомните здания без текстур.

Впрочем, у Блежински хватило совести выпустить Radical Heights по модели free-to-play. После очередного коллапса он продал торговую марку Radical Heights студии Squanch Games, основанной создателем «Рика и Морти» Джастином Ройландом (Justin Roiland). Поэтому не исключено, что в каком-то виде бренд ещё воскреснет.

Interstellar Marines

Анонс шутера от первого лица Interstellar Marines прозвучал в 2005 году. Затем — неудачный поиск инвесторов в разгар экономического кризиса 2008-го, смена движка с Unreal на Unity, катастрофа на Kickstarter и, наконец, успех в Steam Greenlight и выход в раннем доступе в 2013 году.

Zero Point Software позиционировала Interstellar Marines как инди с AAA-размахом. За пару лет в Early Access датский коллектив выдавил из себя соревновательный мультиплеер и кооперативный режим. На зимней распродаже 2015 года шутер покупали крайне вяло, из-за чего гейм-директор Ким Хаар Йоргенсен (Kim Haar Jørgensen) уволил продюсера и двух программистов, оставшись наедине с интернами.

Темпы разработки рухнули, и Interstellar Marines закидали негативными отзывами. От игры отвернулись последние потенциальные инвесторы и геймеры. Йоргенсен нашёл другую постоянную работу и стал уделять шутеру время лишь постольку-поскольку. Программирование он не освоил — пришлось привлекать к проекту волонтёров, но и они не спасли Interstellar Marines.

С конца 2019 года Interstellar Marines не получает обновлений, однако это, как вы понимаете, не повод снимать её с продажи.

Unreal Tournament

Epic подошла к созданию последней Unreal Tournament утопически: доверила её крохотной команде в расчёте на то, что к созданию подключится сообщество. Шутер распространяли бесплатно, а зарабатывать хотели на внутриигровом магазине — выставлять там планировали пользовательские модификации.

Естественно, UT зачахла на стадии «альфы» — горстке энтузиастов не под силу проект подобного масштаба. Финальный патч на UT накатили летом 2017 года. Fortnite требовала всех ресурсов компании, и олдскульный FPS без сожаления принесли в жертву.

В декабре 2018 года Тим Суини (Tim Sweeney) сообщил о «заморозке» проекта. Утешимся же тем, что UT опустошила только карманы студии. Не студии и игроков, как обычно случается с «заброшками» в раннем доступе.

Project Zomboid

Коллектив The Indie Stone опробовал модель раннего доступа до появления Steam EA — в 2011 году он продавал предзаказы несуществующей Project Zomboid через свой сайт.

В итоге пользователи всё-таки получили альфа-версию изометрической «выживалки». Она оказалась настолько популярной, что The Indie Stone выбралась сухой из кучи передряг. Разработчики даже выступили на одном ивенте с презентацией «Как нельзя делать игру». К примеру, PayPal заморозила аккаунт разработчиков, куда они принимали деньги с предзаказов. И всё потому, что по правилам PayPal запрещено торговать продуктом, которого нет. Чуть позже грабитель украл из квартиры, где жили двое сотрудников The Indie Stone, рабочие лэптопы. Команда не делала внешние бэкапы кода и потеряла прогресс за два месяца.

Но всё это позади. В течение почти девяти лет The Indie Stone развивает Project Zomboid в Steam EA и наращивает аудиторию. Рекорд по одновременному онлайну (65,5 тысячи человек) выживач поставил несколько месяцев назад. В интервью создатели хита говорят, что никуда не спешат. Версию 1.0 можно смело ждать до пенсии.

Quake Champions

Quake Champions пребывает в раннем доступе с августа 2017 года. Bethesda пыталась вдохнуть жизнь в проект примерно в течение полутора лет.

За это время QC мигрировала на модель free-to-play и поменяла лутбоксы на боевой пропуск. Поскольку в дальнейшем с FPS почти ничего не происходило, пресса перестала о нём писать. Забыли про него и геймеры.

Дошло до того, что с id Software попрощался Тим Уиллиц (Tim Willits), ветеран студии и директор QC, — он перебрался в Saber Interactive. Кстати, Saber, изначально соразработчик проекта, давно не имеет к нему отношения.

Что сейчас? Крайне редкие обновления и онлайн стабильно ниже тысячи человек. Шансов вылезти из Steam EA нет.

Kingdoms Rise

Kingdoms Rise — творение австралийца-одиночки, скрывающегося под вывеской Flyleap Studios. В конце 2013 года игра зацепила внимание сообщества, поскольку тогда мультиплеерные драки с применением холодного оружия и магии были в новинку.

Удержать геймеров не удалось. Пользователи жаловались на технические ошибки и закрывали приложение до лучших времён. Те так и не наступили. В 2017 автор выпустил последние патчи и пару платных DLC (оцените наглость) и плотно переключился на другие проекты — всякие шутеры и симуляторы управления дроном. Он почему-то сменил сайт — на старом теперь красуется какое-то онлайн-казино.

В чём причина вечного раннего доступа Kingdoms Rise? Ведь продажи у неё были неплохие, по прикидкам — 100 тысяч копий. Вероятно, создатель осознал, что у сетевого экшена с пиковым онлайном 250 человек нет перспектив, поэтому незаметно снизил свою активность до нуля.

Rogue System

Rogue System — симулятор звездолёта, в котором всё происходит по-научному. Он высадился в Steam EA в 2016 году.

Игру нахваливали, однако в 2018-м издатель Image Space Incorporated и разработчик-одиночка поставили процесс на паузу. Дело в том, что автор получил тяжёлую травму головы и решил, что пока не готов дальше вычислять, как объекты ведут себя в космосе.

Автор Rogue System настаивал на том, чтобы её убрали из магазина. Издатель хотел вернуть вложения. Победил компромисс — Image Space Incorporated оставила игру в Steam, но предупредила на страничке: имейте в виду — проект заморожен.

Star Citizen

Этой осенью исполнится 10 лет с тех пор, как Крис Робертс (Chris Roberts) собрал $2 миллиона на Kickstarter на создание космосима Star Citizen. Бюджет проекта уже вырос в 200 раз, однако внятные сроки релиза на горизонте не проступают.

Главный разработчик, Cloud Imperium Games, медленно готовит модули-режимы. Авторы одержимы детализацией и реалистичностью выдуманной вселенной. Отсюда — сорванные сроки и пренебрежительное отношение к любым планам. Очевидное устаревание картинки приводит к бесконечным переделкам. Плюс, как и подобает чистокровному долгострою, не обошлось без смены движка — с CryEngine на Lumberyard.

В новостях Star Citizen зачастую мелькает из-за судов со вкладчиками, тяжбы с Crytek и подозрительных вариантов монетизации типа продажи виртуальных земельных участков. Четыре года назад Степан Песков написал в целом положительную статью «Мечты сдуваются. Как дела у Star Citizen?» — интересно, что бы он сказал об игре сейчас?

Многие узники раннего доступа в конце концов догребли до берега и любимы публикой: Kenshi, The Forest, Subnautica, Wreckfest, Factorio, The Long Dark… Близка к заветной цели и The Guild 3. Не спешите бить тревогу, если проект загостился в раннем доступе, — как минимум маленьким командам с большими амбициями это простительно.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button