GTAIII могла стать эксклюзивом Xbox, но Microsoft в неё не поверила, а Rockstar больше восхищала идея игры об Остине Пауэрсе | StopGame
В документальном фильме Power On вскользь раскрывается ещё одна удивительная деталь из закулисной истории Xbox: оказывается, у Grand Theft Auto III были шансы стать эксклюзивом Microsoft, но во время переговоров c Rockstar никто не поверил, что игра окажется хорошей.
В районе 2000 года, до запуска первой Xbox, команда консоли встречалась с разработчиками по всему миру, чтобы найти игры для своей платформы. Одну из встреч участники Power On вспоминают так:
Как-то раз нам презентовали новую идею от маленького издателя, который пришёл к нам и сказал: «Знаете, мы тут собираемся сдуть пыль с одной нашей 2D-игры для PC. Мы много в неё инвестируем и считаем, что она окажется замечательной».
И новоявленные боссы Xbox, которые просматривали презентации от разработчиков и издателей, сказали: «Мы не думаем, что эта игра сможет перейти от 2D к 3D». Они посчитали, что она получается слишком замороченной, что интерфейс выходит непонятным, что базой выступает не то чтобы популярная игра. И ей отказали.
Игра называлась Grand Theft Auto III. Её общие продажи составили 14,5 миллионов копий, говорят в Power On. Она стала самой успешной игрой 2001-го и оказалась бы таковой и в 2002-м, если бы её не опередило собственное продолжение — Vice City. Лишь после этих игр Rockstar превратилась в настоящего гиганта, с которым безоговорочно считается остальная индустрия.
А GTAIII в итоге отправилась к PlayStation. Она всё-таки появилась на Xbox, но лишь спустя два года после релиза. С другой стороны, версию для Xbox часто называют лучшей — там прокачали графику и, например, сделали для персонажей нормальные пальцы.
NGL- I was skeptical about the transformation of GTA – a 2D game – into 3D. And I was wrong. But so was everyone else in that room. It goes to show you what big experts we all were.
— Seamus Blackley (@SeamusBlackley) December 15, 2021
После того как историю о неудачной встрече Microsoft и Rockstar стали цитировать в Сети, свои комментарии добавил Шеймус Блэкли (Seamus Blackley) — один из ключевых создателей Xbox. В «Твиттере» он рассказал ещё несколько баек из начала нулевых:
- Со стороны Rockstar на встречу с Microsoft пришёл Сэм Хаузер (Sam Houser). По словам Блэкли, большинство презентации Сэм посвятил совершенно другому проекту, который, по его словам, «совершенно точно стал бы хитом», — это была игра про Остина Пауэрса. О GTAIII Сэм рассказывал с меньшим энтузиазмом и лишь в последние минуты встречи.
- Если что, в 2000 году Rockstar действительно выпустила две игры про Остина Пауэрса для Game Boy Color.
- Тогда Блэкли скептически относился к переезду GTA из 2D в 3D. Сейчас он признаёт, что был не прав, но, мол, на той встрече идея GTAIII не приглянулась вообще никому из команды Xbox.
- Впрочем, Блэкли считает, что если бы Microsoft поддержала Rockstar, разработка игры могла бы пойти совершенно иначе: «Может, [GTAIII и не стала бы вторым убийственным эксклюзивом Xbox после Halo]. Это была бы другая игра с другими условиями релиза».
- Как напоминает Блэкли, такие случаи за кулисами происходят постоянно — никому не известно заранее, какой проект выстрелит, а какой провалится с треском. Блэкли (видимо, уже после ухода из Microsoft) участвовал в презентации Guitar Hero для Activision — тогда Бобби Котик (Bobby Kotick) заявил, что никто не станет покупать пластиковую гитару. Спустя какое-то время Activision приобрела целого издателя, лишь бы получить себе права на Guitar Hero.
- Блэкли казалось, что Xbox Live — это ужасное название для сетевого сервиса. Кроме того, когда-то ему пришлось записать целое видео с объяснениями, почему онлайн-мультиплеер — это чрезвычайно ценная добавка для консоли.
I seem to remember you telling me that story. I think we both thought the same thing about Xbox 360 too.
— Larry Hryb ☁ (@majornelson) December 15, 2021
Индустрия