Истоки Red Dead Redemption. Наследие американского вестерна

Истоки Red Dead Redemption. Наследие американского вестерна

рейтинг

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Google+

Если вы уже прошли хит от Rockstar Games вдоль и поперек, но история Артура Моргана настолько тронула вашу душу, что не хотите покидать мир Дикого Запада, то эта статья написана специально для вас.

Мы привыкли ассоциировать жанр вестерна с несколькими конкретными примерами и именами. Скорее всего, все смотрели «Джанго освобожденный» и «Омерзительную восьмерку» Квентина Тарантино, многие видели фильмы Сержио Леоне с Клинтом Иствудом, а кто-то даже несколько классических представителей жанра от Джона Форда или Ховарда Хоукса. Попробуем расширить этот список картинами, снятыми в разное время, а самое главное – это будут фильмы, которые так или иначе связаны с миром Red Dead Redemption 2.

В конце 40-х – середине 50-х годов XX века вестерн был самым популярным жанром в кинематографе, превосходя оборотом даже фильмы для взрослых. Сложно представить, но практически половину от всех снимаемых в то время кинокартин составляли именно вестерны. Они заполонили все ниши кино, от откровенного треша до сверхуспешных телесериалов и главных релизов года. Вестерны не требовали большого бюджета, американские пейзажи еще кое-где сохраняли свой первозданный вид, большинство актеров умело скакать на лошади и стрелять, а если не умело, то найти подходящих каскадеров и тренеров было легче, чем поджарить яичницу с беконом. Работали в жанре и настоящие мастодонты американского кино тех времен: Джон Форд, Ховард Хоукс, Энтони Манн, Бадд Баттичер, Далмер Дэйвс, Николас Рэй, Джордж Стивенс и многие другие.

RDR2

Примечателен еще тот факт, что, например, Джон Форд родился в 1894 году. Это на пять лет раньше, чем начало событий Red Dead Redemption 2, то есть будучи уже сознательным ребенком, Форд вполне мог воочию наблюдать и жить в том мире, который для нас сейчас кажется мифологическим Диким Западом. Все эти режиссеры, а также многие актеры были современниками падения старого мира и рождения нового – мира индустриализации и «высокой цивилизации».

Красная река

А начнем мы наш экскурс в историю вестерна с фильма Ховарда Хоукса 1948 года «Красная река» (Red River). Забавно, но это один из немногих известных представителей жанра, где показано то, как работают ковбои. Не просто небритые парни в широкополых шляпах, а настоящие профессиональные пастухи, способные только с помощью кнута и крика «ииееехаа» управлять стадом из нескольких сотен коров и быков. В центре сюжета безмерно крутой владелец богатого ранчо Томас Дансон в исполнении легенды американского кино Джона Уэйна. Сколотивший свое состояние с нуля, он решает покончить со скотоводством и заработать последний большой куш, перегнав огромное стадо из десяти тысяч коров на север для продажи. Собрав отряд из самых прожженных ковбоев, Дансон отправляется в опаснейшее путешествие. Однако все проходит не так гладко. Внутри, казалось бы, сплоченной группы начинают появляться сомнения по поводу успеха всего предприятия, что совершенно не нравится Дансону. Напряжение со временем нарастает, зреет бунт, герой потихоньку превращается в параноика. Боясь потерять контроль над отрядом, в прошлом мудрый Дансон становится жестоким тираном. Здесь можно провести весьма очевидную параллель с RDR2, где Датч, чувствуя, что его «грандиозный» план так и не может найти воплощение, начинает терять связь с реальностью и сходит с ума.

Помимо концептуальных сходств, в «Красной реке» прекрасно показана жизнь путешествующих ковбоев, живущих подобно небольшой коммуне, примерно как и банда Датча.

Стрелок

Вторым фильмом списка мы выбрали достаточно недооцененный вестерн режиссера Генри Кинга «Стрелок» (The Gunfighter) 1950-го года, повествующий о последних днях жизни бандита Джимми Ринго. В народе он уже давно обрел статус легенды, и дурная слава буквально преследует его по пятам. Решив распрощаться с темным прошлым, Ринго приезжает в городок, где живет его жена и сын. Но как только он заходит в салун, весь город встает на уши, а каждый юнец с горячей головой хватает револьвер в надежде бросить вызов Ринго на дуэли, чтобы убить его или быть убитым своим кумиром. Сам протагонист пытается избежать любых провокаций, однако ситуация стремительно выходит из-под контроля.

«Стрелок» – это один из ранних примеров вестерна, где бывший преступник пытается реабилитироваться перед обществом. Поиском нового смысла жизни занимался и Артур Морган.

Большое небо

Второй работой Ховарда Хоукса в нашем списке будет фильм «Большое небо» (The Big Sky) 1952 года, посвященный освоению Северо-Западных территорий Северной Америки – тех мест, где как раз происходило большинство событий Red Dead Redemption 2. Этот нетривиальный вестерн на самом деле очень похож на «Красную реку», но особую изюминку ему придает сеттинг. Вместо пустынных просторов в «Большом небе» мы видим покрытые густыми лесами горы и извивающуюся реку Миссури, по которой путешествуют герои.

В центре истории – экспедиция трапперов, охотников за пушным мехом, которые отправляются далеко на север для торговли с индейским племенем «Черноногих». Сюжет здесь намного менее драматичный, чем в «Красной реке», зато фильм пестрит неординарным подбором персонажей, многие из которых говорят на франко-английском суржике, эффектными натурными съемками и бытовыми сценками из суровой жизни охотников. Одного из них играет актер старой закалки Артур Ханникат, как две капли воды похожий на нашего любимого траппера из RDR2. Совпадение? Не думаю.

День преступника

Перенесемся на несколько лет вперед. Фильм «День преступника» (Day of the Outlaw) 1959 года от режиссера венгерского происхождения Андре де Тота вполне подходит под определение психологического вестерна. Даже Квентин Тарантино не раз упоминал именно эту картину как источник вдохновения для «Омерзительной восьмерки».

Действие происходит в захолустном городке в заснеженном штате Вайоминг. Суровый скотовод Блейз Старрет умудрился поссориться почти со всеми местными жителями, а с фермером Халом Крейном дело и вовсе движется к кровавой расправе. Но внезапно в город вваливается вооруженная банда, бегущая от закона после неудачного ограбления банка. Случайно не напоминает завязку RDR2? Главарь банды – бывший офицер кавалерии Джек Брюн – ранен и не может управлять своими распутными подопечными, которые начинают мародерствовать. Только обладатель железной закалки Блейз Старрет способен бросить им вызов. Он обманом выводит банду из города и заманивает их в снежную пустыню.

Действие этого нетривиального вестерна практически целиком проходит в закрытых помещениях, за исключением драматичной концовки, где лошади бандитов утопают в бездонных лесных сугробах. Многие сцены, особенно снятые в морозную стужу, по своей атмосфере навевают прямые ассоциации с прологом Red Dead Redemption 2 и тягучими поездками по северным территориям.

Дикая банда

RDR2

Конечно же, в разговоре о Red Dead Redemption никак нельзя избежать сравнения с культовым вестерном Сэма Пекинпа 1969 года «Дикая банда» (The Wild Bunch), ставшим по сути учебником для Rockstar Games при создании их детища. Очень многие важные элементы сюжета и атмосферы были напрямую заимствованы из фильма Пекинпа, начиная с завязки, следуя которой бывший член банды по имени Торнтон преследует своих друзей по заданию правительства. После провалившегося ограбления банда бежит в Мексику, где оказывается в центре гражданской войны. По стечению обстоятельств они останавливаются в гостях у властного идиота – генерала Мапаче. Банда решает пойти на свое последнее дело и заключает с Мапаче договор, по которому должна ограбить поезд американских военных, перевозящих оружие. Естественно, это ограбление будет для группы последним в прямом смысле этого слова.

Финальная перестрелка между оставшимися в живых бандитами и мексиканской армией вошла в анналы кинематографа как одна из самых жестоких сцен, и хотя сейчас ей сложно кого-нибудь удивить в плане совершаемого насилия, по виртуозности исполнения и монтажу мало кто подобрался близко к «железному Сэму», как называли Пекинпа его коллеги.

«Дикая банда» также стала главным образчиком так называемого «ревизионистского вестерна», то есть вестерна, рассказывающего о закате эпохи Дикого Запада. Как и герои Red Dead Redemption, персонажи фильма чувствуют приближение конца для того уклада жизни, к которому они привыкли. Цивилизация беспощадно пожирает остатки лихой свободы, устанавливая жесткие законы, правила и границы, уничтожая всех, кто стоит у нее на пути.

Однажды на Диком Западе

Как ни странно, Red Dead Redemption 2 имеет довольно мало общего с любимым многими жанром «спагетти-вестерна», зародившемся в Италии. Лишь иногда мелькают штучные отсылки, вроде музыкальным тем, напоминающих о композиторах вроде Эннио Морриконе и Бруно Николаи. Однако, мы не можем обойти вниманием великую картину Серджио Леоне «Однажды на Диком Западе» (Once Upon a Time in the West) 1969 года. Во всяком случае, природа чувств как фильма, так и игры, в целом, схожа и основывается на уже упомянутой выше концепции смерти одной исторической эпохи и начале другой. Покрытые пылью бандиты и стрелки готовятся отойти в мир иной, а люди новой породы – бизнесмены, офисные клерки и торговцы – уже готовы прийти им на смену. В этом сюжете кроется вечная тема неумолимости течения времени. Когда так называемый Запад был еще не освоен, обществу требовались жестокие, иногда беспощадные люди, живущие по своеобразным понятиям чести и достоинства. Их метафизической задачей было расчистить дикие земли, очертить зоны влияния, сделать так, чтобы впоследствии другие могли жить в мире и спокойствии. Когда надобность в людях старой закалки пропала, они перешли в разряд изгоев, обычных головорезов, неугодных и непригодных для жизни в новом обществе.

Иеремия Джонсон

Романтика выживания в суровых условиях раскрывается в фильме «Иеремия Джонсон» (Jeremiah Johnson) 1972 года. По сюжету ветеран мексиканской войны покидает равнины, уходит в горы и становится траппером, сталкиваясь с массой трудностей, главной из которых является взаимное непонимание индейцев и белых, что порождает многочисленные конфликты и кровопролитие.

Сценарий для картины написал одиозный автор Джон Милиус, открыто придерживающийся ультраправых политических взглядов, в связи с чем фильм получился на редкость бескомпромиссным. Здесь вы не увидите ни грамма политкорректности и розовых соплей. Иеремия убивает и ошкуривает животных в промышленных масштабах, а в концовке уже переходит на индейцев, показанных жестокими, бесстрашными воинами, которым совершенно не нужно снисхождение белых.

Своим сценарием Милиус настолько ловко сумел раскрыть жизнь на лоне дикой природы, быт охотников и взаимоотношения «цивилизованных» людей с индейцами, что через несколько лет Фрэнсис Форд Коппола пригласил его для работы над «Апокалипсисом сегодня».

В Red Dead Redemption 2 можно найти много отсылок к данному фильму, в особенности в плане охотничьей эстетики, атмосферы северных регионов и конфликтов американской армии с индейскими племенами.

Пэт Гаррет и Билли Кид

По мнению многих киноведов, жанр вестерна как актуальное явление окончательно умер в 1973 году после фильма Сэма Пекинпа «Пэт Гаррет и Билли Кид» (Pat Garret & Billy the Kid). Это уже не первая по счету экранизация реальной истории о том, как два бывших приятеля-бандита оказались по разные стороны баррикад. Однажды Пэт Гаррет перешел на сторону закона и с того дня его главной задачей было поймать или убить своего друга Билли Кида. Последний был отчаянным малым и сдаваться не собирался, чем подписал себе смертный приговор. Но красивой дуэли между ними не получилось. Пэт Гаррет убил Кида ночью, когда тот был не готов защитить себя. Но как мы знаем, бывших преступников не бывает и вскоре уже сам Гаррет получит пулю в спину от нанявших его служителей государства. Подобный безрадостный конец был последним гвоздем в крышку гроба целого жанра, который в течение почти полувека сочинял мифы и воспевал благородных людей с Дикого Запада.

Вообще, Сэм Пекинпа – это любимый режиссер авторов Red Dead Redemption, учитывая какое количество параллелей прослеживается между играми серии и его фильмами. Меланхоличный настрой и фатализм «Пэта Гаретта и Билли Кида» чувствуется в концовках обоих проектов Rockstar Games, а люди, ответственные за саундтрек, были явно под впечатлением от композиций Боба Дилана, написанных специально для фильма. Кстати, всем известная песня “Knockin’on Heaven’s Door” впервые прозвучала именно здесь и как никакая другая замечательно подходила в качестве реквиема для жанра, ставшего одним из символов культуры XX века.

Скачущие издалека

С начала 70-х годов количество снимаемых вестернов резко сократилось. Несколько раз весьма неплохо отмечался Клинт Иствуд и еще пара режиссеров. В тему сравнений кинематографа и Red Dead Redemption отлично вписывается фильм «Скачущие издалека» (The Long Riders) Уолтера Хилла, вышедший в 1980-м году. В центре повествования вновь легендарный сюжет американского вестерна о судьбе банды Джесси Джеймса, о том, как они промышляли грабежами поездов и как цеплялись за жизнь, убегая от целой армии законников, отправленных сыскным агентством Пинкертона.

В отличие от фильмов того же Пекинпа, «Скачущие издалека» больше напоминают аттракцион в Диснейленде, хотя и обладают всеми признаками достойного вестерна. Здесь много эффектных погонь, динамичных перестрелок, персонажи подобраны неплохо, но ощущение карнавала не покидает до конца просмотра. Тем не менее, после «Дикой банды» это наиболее близкий к Red Dead Redemption фильм, если брать наличие ключевых содержательных элементов. Ограбления, жизнь банды, разборки внутри банды, предательства, перестрелки с законниками – все это присутствует в изрядном количестве.

Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса

Немало вдохновляющих образов было почерпнуто разработчиками и в сравнительно недавнем вестерне с мудреным названием «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford). Недолго думая, Rockstar Games заимствовали некоторые кадры этого фильма целиком и переносили в игру. Надо сказать, никто в обиде не остался. Визуально «убийство Джесси Джеймса» действительно выглядит потрясающе, хотя это и не спасло фильм от краха в мировом прокате. Идея снять своеобразную лебединую песнь для мифологического героя Дикого Запада явно не пришлась по вкусу широкой публике, для которой вестерн, кажется, уже давно перестал иметь былую ценность. Подобно трупу Джесси Джеймса, выставленному на всеобщий показ, некогда сверхпопулярный жанр кино превратился в музейную мумию.

RDR2

Но всего через несколько лет после премьеры ленты «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» вестерн нашел себе новую неосвоенную нишу. Выход первого Red Dead Redemption стал одним из самых успешных релизов Rockstar Games. Вторая же часть не ударила в грязь лицом, оказавшись одним из главных игровых блокбастеров 2018 года. Публика с необычайной теплотой приняла переосмысление старых кинематографических клише в новой форме интерактивных развлечений. Red Dead Redemption буквально реанимировал вестерн, снова сделав его важной частью массовой культуры, и пробудил интерес к забытой классике кино, с которой обязан ознакомиться каждый уважающий себя фанат игры.

RDR

Автор: Shibito, редактирование: ACE, SkyerIst

Читайте также: Эстетика Resident Evil. Готический индустриализм.



Чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться.
Еще нет аккаунта? Регистрируйтесь!


Автор: SkyerIst
Опубликовано:11.03.2019 23:15

Цитировать

Похожие статьи

Back to top button