Распространено заблуждение, с которым я иногда даже невольно соглашаюсь, что люди, играющие в World of Warcraft, – это покупатели, участвующие в самом натуральном торговом обмене. Мы платим деньги, получаем контент. Но в последнее время мне кажется, что эта концепция неправильна, она неспособна ухватить самую суть.

:cut:

На официальным форумах мне часто встречается одна жалоба. Ее суть сводится к следующему: "X – это плохо, потому что мне, как покупателю, это не нравится". Один из примеров такой жалобы, которую я увидел недавно, – это недовольство системой улучшения предметов.

Автор сравнил систему случайного улучшения предметов с заказом еды в Макдоналдс, где два покупателя оплачивали набор из четырех Чикен Макнаггетс: один из них получил именно то, за что заплатил, а другой получил вместо четырех кусочков – двенадцать плюс большую газировку и картофель фри. Если бы подобное произошло в ресторане или кафе, вам бы это не понравилось, и именно поэтому случайному улучшению предметов не место в нашей любимой игре.

У меня достаточно много возражений к подобному обоснованию этой точки зрения. Во-первых, если бы я пошел в ресторан, заплатил за еду и получил ровным счетом ничего (а подобное случалось со мной бесчисленное количество раз практически в каждом рейде и подземелье, которые я прохожу и проходил в прошлом) и кто-нибудь другой получил бы еду совершенно случайно, скорее всего мне бы это не понравилось. Во-вторых, сама идея того, что при покупке подписки (или с помощью золота или еще каким-либо доступным способом) я якобы приобретаю права на некоторый предсказуемый результат – а именно предметы, которые падают с мною убитых боссов.

Картошку здесь не дают

Но вы не оплачиваете свой месяц игрового времени (или шесть, если вам внезапно захотелось приобрести пиратский корабль) с какой-либо гарантией того, что ваш опыт в игре будет иметь какую-то предсказуемую форму. Вы не покупатель, выкладывающий деньги за то, что он заказал. Говоря откровенно, вы даже ничего и не заказали, кроме самой игры. Мысль о том, что решения, принятые при создании игры разработчиками могут иметь пагубное воздействие на то, как ощущается игроками готовый продукт, несомненно верна, но... превращать покупку подписки в поход за фастфудом, где ты получишь именно то, что ты заказывал – в корне неверно.

Зайдем немного дальше и проведем еще одну аналогию: вы покупаете книгу, приносите ее домой и начинаете ее читать. И тут бац – полюбившаяся вам героиня умирает на 118 странице. Вы можете переживать какие угодно эмоции по этому поводу, можете даже пообещать никогда не покупать книги этого автора в будущем, нарисовать грустную картинку невинной жертвы пера или написать свою историю, где она выживает и влюбляется в персонажа с подозрительно знакомым лицом, чье имя совершенно случайно созвучно с вашим.

Но то, чего вы не можете сделать – так это требовать автора изменить течение сюжета в угоду вашим желаниям. Погружаясь в мир развлечений, будь то это книга, комикс, сериал или видеоигра, изначально предполагается, что вы будете наслаждаться видением людей, которые его создали. Именно так работает искусство.         

Игры как искусство, искусство как награда

Да-да, вы не ослышались – здесь я приравниваю вселенную World of Warcraft к бесконечно расширяющейся серии в форме различных произведений искусства. Здесь есть своя история, музыка и собственный визуальный стиль. Все это спрессовано и структурировано подается нам через наши органы чувств, как и в случае с остальными предметами искусства. А когда ты смотришь на картину, то становишься не покупателем, а зрителем.

Усложняет подобные отношения тот факт, что одновременно с этим мы еще и играем, и то самое искусство, о котором идет речь, – настоящая награда за то, что мы успешно играем в эту игру. Ты можешь играть дни, недели без единого улучшения своей экипировки. Ты можешь убивать одного и того же босса каждую неделю на протяжении нескольких лет, и даже если у него есть один предмет, на котором действительно написано твое имя, он не выпадет. Тебя это может раздражать, ты можешь даже в шутку попросить разработчика Стива Данузера выдать тебе твои плечи. Но единственное, что ты не можешь сделать ни при каких обстоятельствах – это ожидать или требовать, чтобы эти плечи наконец-то тебе упали. Они не обязаны тебе падать, как и любой другой предмет в этой игре. Ты не купил их. Ты не платил свои деньги за подписку, чтобы они тебе упали. Ты заплатил чтобы играть.

Когда ты играешь в "Монополию", твоя победа не гарантирована. Когда играешь в любую другую игру, ты знаешь что можешь получить не самый лучший результат. Это часть геймплея: в первую очередь ты платишь за возможность играть. И когда ты идешь в ресторан и заказываешь еду, то не имеешь никаких прав требовать возврат своих денег, после того, как все уже съел. Если только ты не выиграл бесплатный обед в этом заведении в ходе конкурса, что проводился с помощью бумаги, в которую заворачивают и подают гамбургеры.

Здесь нет комбо-заказов

Подытожим: экипировка, транспорт, наборы для трансмогрификации, которые доступны в игре, – это своеобразный дополнительный контент. Вы не платили ни за что из вышеперечисленного. То, за что вы отдаете свои деньги – это возможность играть. Именно так работает World of Warcraft – это не pay-to-win. Хотя здесь продаются некоторые питомцы, средства передвижения и даже наборы трансмогрификации, – это те самые покупки о которых шла речь в начале статьи. Вы заплатили за транспорт или костюм, но не получили его? Тогда вы имеете полное право требовать то, за что отдали свои деньги. Но если Ашканди никак не падает... Что я могу сказать – это всего лишь игра.

И нет, это не запрещает вам жаловаться на то, как добывается экипировка в этой игре – я делаю это постоянно. Буквально прошлой ночью я сообщил рейду что “мой гениальный план постоянно жаловаться всем окружающим на то, что я не получаю никакой добычи в этом рейде наконец начинает приносить свои плоды”, когда наконец выпала нужная мне вещь. Я критикую сюжет и то, куда он движется.

Я критикую целые системы вроде азеритовой брони и артефактов из Legion. Критика – это вещь полезная как для игроков, так и для разработчиков, потому что она позволяет им понять, какие из идей работают, а какие нет. Даже если наша точка зрения неверна или необоснованна, ее озвучивание всегда того стоит. Но мы должны четко обозначить нашу позицию: все, на что мы имеем право, – это доступ к самой лучшей игре, которую разработчик только может создать, ни больше, ни меньше. И это не значит, что мы получим все, чего мы хотим или хотим увидеть, обращаясь к администрации.

Мы – не покупатели.

Мы – аудитория.

Мы – актеры. Мы игроки, участвующие в уникальном коллективном повествовании. Мы – люди, раздраженные пресловутой “случайностью”. Но мы изначально знали, когда начинали играть – эта “случайность” здесь будет. Будут предметы, которые мы никогда не получим. А другие люди, наоборот, получат то, чего они хотят. В порядке вещей критиковать эту систему, но надо ее понимать. Это средство для получения награды, а не сама награда. Возможность играть – это настоящая награда, и именно этим вы занимаетесь, каждый раз когда заходите на своего персонажа.