ELEX II: Обзор | StopGame

Актуально для платформы: PC

Если для настоящих «готоманов» ELEX получилась более или менее удачной, то для всех остальных это была просто очередная среднебюджетная европейская RPG от «пираний», страдающая техническими проблемами и морально устаревшая. Сейчас кажется, что и сами авторы не были уверены в будущем франшизы, а потому сюжет, особенно его завязка, в сиквеле получился очень натянутым, словно его вымучивали. Что, впрочем, не мешает в итоге получить от игры именно то, чего от неё и ждали — если вы, конечно, ожидали получить очередную «Готику», а не, например, партийную RPG в духе Mass Effect или Dragon Age. Я вот после превью-версии ждал перемен, а после релиза махнул на это рукой и просто играл, получая удовольствие, несмотря на все проблемы игры.

Натянуто, но интересно

В своём превью я объяснял, чем мне не понравилось такое натягивание совы на глобус в истории, которую нам рассказывают авторы ELEX II. Герой первой части, суровый мужчина по имени Джакс, фактически спасший мир, теперь снова вынужден доказывать, что он не верблюд и просить аудиенций у лидеров фракций, чтобы объединить их против атакующих планету Магалан пришельцев.

А главари делают вид, что не знают и не помнят его (хотя из пяти фракций новая по большому счёту только одна — морконы), а если и знают, то всё равно просят героя и спасителя доказывать, что он чего-то стоит и ему можно доверять. А значит снова доставка почты, мелкий бытовой ремонт и всё в таком духе. Сам же Джакс опять с нуля начинает разучивать все боевые и социальные навыки, мотивируя это тем, что из-за заражения пришельцами потерял все силы — выглядит это, даже с учётом присущих жанру условностей, максимально надуманно.

Щит из сковородок? Фирменная «готическая» ирония на месте.

Но надо признать, что в полной версии неприятные впечатления от всего этого во многом нивелируются насыщенностью мира — как и обещали авторы, при сохранении размеров игровой территории здесь теперь больше интересных событий, квестов и персонажей. Да, помимо вышеназванных мелких бытовых поручений в ELEX II множество и куда более увлекательных заданий. Пытаясь вступить в ряды одной из пяти фракций, мы ищем предателей в их рядах, внедряемся работать под прикрытием в другие группировки, проводим дипломатические переговоры, расследуем террористические акты и что ещё только не делаем. И при этом почти всегда есть выбор, как вести себя — так, даже после вступления в другую группировку в качестве шпиона остаётся вариант стать двойным агентом или просто переметнуться на ту сторону.

Нам часто приходится работать под прикрытием.

Кроме того, нужно заниматься формированием новой силы — Шестой армии, куда могут войти представители всех фракций, выбирать главнокомандующего, отстраивать и даже декорировать нашу базу, Бастион, по своему вкусу. Много событий связано и с напарниками, среди которых есть как старые знакомые, так и новые. Например, хитрый и плутоватый Лис из числа берсерков постоянно попадает в неприятности и нас подставляет — поначалу это даже кажется забавным, но всё заканчивается воспоминаниями о семейной трагедии и ужасных отношениях с отцом.

Перемещаемся по миру мы всё так же через систему телепортов.

А Бестия, бывшая любовница Джакса, хочет его сопровождать на переговоры с лидерами фракций, но каждый раз ведёт себя так, что после них нас практически всегда хотят убить. Кстати, мы также можем путешествовать с Кайей — матерью сына нашего героя, с которым связана отдельная линейка квестов. И между бывшими женщинами Джакса, естественно, возникает напряжение — это тоже придаёт перчинку происходящему.

Эта девушка за словом в карман не лезет и со всеми так разговаривает.

В зависимости от наших поступков и фраз в диалогах меняется уровень симпатии со стороны напарников. Та же Бестия, например, любит погорячее, то есть более жёсткий стиль, грубость и эгоизм — не говоря уже о Чмориле, приставленном к нам лидером изгоев, который вообще почти сразу предлагает заняться рэкетом и грабить караваны. А вот Кайя совсем другая. В итоге, если уровень доверия упадёт в минус, союзники даже могут покинуть Джакса.

Да, не всегда персонажи, их характеры и взаимоотношения прописаны на уровне Dragon Age. Хватает условностей и схематичности, многое опять же выглядит натянуто, когда, например, ненавидящих нас альб Зарек, которого вместе с Джаксом отправили к клирикам расследовать террористическую атаку, уже через пару квестов становится чуть ли не лучшим другом и заявляет, что мы ему открыли глаза.

Бастион можно декорировать в стиле одной из фракций.

Но есть и другие примеры. Решив помочь торговцу Ивану из числа морконов, застрявшему у берсерков, мы путешествуем с ним через полмира, общаемся, спасаем от пыток и смертной казни (хотя есть вариант, наоборот, подставить и не спасти). И в итоге, когда через некоторое время встречаем его снова вместе с женой и ребёнком, относимся уже как к родному.

Та же «Готика», вид сверху

В самом геймплее по сравнению с превью практически ничего не изменилось. Классическая RPG от Piranha Bytes — бегаем, дерёмся, переводим на шкуры и мясо местное зверьё, жарим пищу на кострах, выполняем квесты, набираем уровни и ищем учителей для изучения/прокачки умений. При этом по традиции повышаем значения характеристик так, чтобы можно было воспользоваться более крутой экипировкой. Как обычно, и умения, и снаряжение имеют требования к уровню силы, стойкости, ловкости, интеллекта или хитрости.

В игре много детей, и некоторые из них помогают, а другие обкрадывают.

По той же традиции сражения выглядят несколько неуклюже. К тому же в боевой системе есть дыры — можно, например, бить мощной атакой, снижая врагам выносливость, а те так и будут бегать, толком не нанося удары и сваливаясь постоянно на землю. Атаковать же все вместе враги почти не умеют. После присоединения к той или иной фракции также открываются уникальные для каждой группировки заклинания — например, морконы могут сами себе пускать кровь, чтобы впадать в неистовство. Добавьте сюда возможность улучшать оружие на верстаках (если выучены соответствующие умения) и инкрустировать его камнями, дающими пассивные бонусы.

Чтобы улучшить предмет на верстаке, нужно соблюсти много условий.

И всё равно выживать в ELEX II непросто и интересно — особенно на тяжёлом уровне сложности. Враги атакуют не только на земле, но и в воздухе. Частично решением становится возможность сражаться в небе с использованием джетпака, хотя реализовано это не слишком удобно. Зато тут всегда сохраняется напряжение, нужны деньги и зелья, востребован крафт, а квесты, даже побочные, имеет смысл выполнять не только для галочки, но и для развития персонажа.

Это мы сражаемся с пришельцами.

В итоге с ELEX II происходит ровно то же самое, что и со всеми RPG от Piranha Bytes, — её можно критиковать, она неидеальная, плохо оптимизированная, местами неуклюжая и старомодная, но всё равно от неё очень трудно оторваться — даже если уже установлены Elden Ring и Horizon Forbidden West. Это даже трудно объяснить с рациональной точки зрения — чтобы понять, нужно было в 2002 году играть в первую «Готику», а потом и во все остальные «готики», «ризены» и «элексы», впитывая ту атмосферу, которая в ELEX II, как бы банально это ни звучало, сохранена и усилена. То есть это отличный подарок для «готоманов», но и все остальные могут попробовать присоединиться к ним. Не факт, что понравится, но и совсем уж пыткой эта попытка не станет — тут ведь действительно ролевая игра, каких сейчас, кроме «пираний», практически никто не делает, к тому же она стала ещё более насыщенной, сложной и интересной.

Плюсы: сюжет в целом стандартный, но следить за ним интересно; встречаются яркие, хорошо проработанные персонажи; нелинейные и увлекательные квесты; фирменный «готический» геймплей и такая же узнаваемая атмосфера; насыщенный мир, который интересно исследовать; местами красивые пейзажи; хорошая работа с музыкой и озвучкой.

Минусы: геймплей местами морально устарел, как и графика, анимация и постановка кат-сцен; неуклюжая боевая система, в которой есть дыры.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button